Про систематическую ошибку выжившего и вождение мотоцикла
Некоторые математические законы справедливы и для мотоциклистов. В этой статье о том, как статистика спасает жизни.
Во времена Второй мировой венгерский математик Абрахам Вальд помогал армии США уменьшить потери боевой авиатехники с помощью статистики. Они анализировали повреждения вернувшихся с вылетов самолетов и определяли места, подвергнувшиеся наибольшему обстрелу.
И вот после одной из таких процедур представители военной комиссии заявили:
— Отлично! Мы поняли результаты исследований! Нельзя упаковать самолет в броню, как танк, но можно добавить брони в тех местах, которые были повреждены!
Когда Абрахам Вальд услышал об этом, он сказал:
— Стойте! Это ошибка! Эти самолеты дотянули до дома, а значит, вы смотрите на места, с повреждениями в которых самолет может вернуться на базу, эти места и так самые крепкие. Не осматривая самолеты, которые не вернулись, мы допускаем огромное опущение. Ваше внимание приковано к выжившим. Самолеты, которые не вернулись, получили повреждение в тех местах, где нет дыр. Их и надо усилить.
Систематическая ошибка выжившего — разновидность ошибки отбора, когда по одной группе («выжившим») есть много данных, а по другой («погибшим») — практически нет. Вы упускаете из виду именно отсутствующие детали.
Ошибка мотоциклиста вот в чем: Если ты побывал в аварии (-ях), выздоровел и сейчас бегаешь живой — это не означает автоматически, что теперь ты хорошо водишь мотоцикл. Факт ДТП в анамнезе не гарантирует, что были сделаны выводы, что техника вождения улучшилась и больше этого не повторится. А сколько мотоциклистов больше не могут рассказать о своем негативном опыте ?
Выбраться из передряги поврежденным — это не победа. Это поражение.
Победа — не попасть в эту передрягу вообще или пройти по краю незадетым и с мокрыми штанами, если уж совсем не повезло .
Чтобы победить, надо еще до ДТП «укрепить» свою технику броней из правильного навыка. Закрыть именно те пробелы, которые с большой вероятностью приведут к аварии. И «выживший» вряд ли может многое на эту тему посоветовать .
Хорошей технике реально научиться на площадке на маленькой скорости. Не обязательно сразу испытывать себя в бою ✈.
Тэги: Мото мастерство, Психология водителя
Опубликовано: 12.06.2017 | Автор: Яна Трескоф
Всего комментариев: 0