Чоппер люди покупают исходя из соображений безопасности. Вальяжная езда предполагает, что и вероятность аварии меньше. Статистика количества аварий с чопперами действительно это подтверждает, но не статистика тяжелых травм. Почему?
В момент удара водитель чоппера находится в такой позе, в которой невозможно с него спрыгнуть. И направление движения тела по инерции в момент ДТП — вперед, а не вверх, как у водителей спортбайков или классиков. Потому и травмы в ДТП у чоппериста — это тазовые переломы, больших берцовых костей, тазобедренных суставов, и так далее.
Пренебрежение защитной экипировкой из-за этого ложного ощущения: «Я безопасно езжу». И экипировка чоппериста в ее классическом варианте довольно плохо защищает. Это шлем-кастрюлька на макушке или вообще без шлема, в кожаной бандане. Кожаные штаны и куртка без защитных вставок, стильные, но не мото-ботинки без защиты лодыжки, частенько казаки. У байкерш — сапоги на шпильке с острыми носами.
Тюнинг чопперов обычно не улучшает его управляемость. Высокий руль «ветер в подмышки», удлиненная вилка делают поворот тяжелым, колесо подламывает в повороте. Тяжелый руль этого мотоцикла провоцирует неправильное управление — байкер рулит с силой, жестким захватом руля.
Главное преимущество мотоцикла — это маневренность. А какая маневренность у чоппера?
16.09.2016
Трек.Спб: Какая самая частая проблема мотоциклиста, когда он идет в поворот?
Роман Юринов: Прохождение поворота с внешним креном. Когда в повороте мотоциклист сам остается вертикальным, а наклоняет мотоцикл под собой. Подламывает его. Это типично для чопперистов. А также отсутствие понимания, как работать ногами в поворотах. Угол наклона мотоцикла можно менять переносом собственного веса на подножках. Заходишь в поворот, если не хватает радиуса — можно загрузить внешнюю подножку и уйти корпусом внутрь, компенсировать это движение. Мотоцикл пойдет по короткой траектории, срежет радиус.
16.09.2016 | Мото мастерство
Трек.Спб: Какие мотоциклы выбирают начинающие мотоциклисты и по какому принципу?
Сергей Ландик: Наверное, из красивых картинок: спорт-байки в пластике, брутальные чопперы. Главное правило — не выбирать мотоцикл в состоянии аффекта :). Ты представляешь себя, как ты мчишься на этом красивом блестящем мотоцикле, эмоции переполняют, и когда ты смотришь на мотоцикл, то можешь не увидеть недостатков. Выбирать надо с холодной головой и смотреть с технической точки зрения. Мы ездим не на пробеге (который время от времени скручивают), не на году выпуска (это может быть мотоцикл 2010 года, от него остался только год, все остальное можно выбросить), мы ездим на состоянии. Это может быть Сибишка (Honda CB400) 92 года в отличнейшем состоянии.
Трек.Спб: Но все равно же есть некий естественный износ, неизбежное старение деталей мотоцикла, резиновых частей и прочее?
Сергей Ландик: Конечно. Это тоже надо оценивать.
Трек.Спб: А как надо выбирать?
Сергей Ландик: Первым делом надо сложить в голове свое представление об идеальном мотоцикле и реальные планы, где и как будешь его использовать. Колесить за рубежом? Ездить по России? Манерно кататься до стрелки Васьки, и не более? Гонять на треке, на мотоджимхане или ездить на работу? Так мы определяем класс мотоцикла. Далее — цена. Твои финансовые возможности ограничат список объявлений.
При выборе мотоцикла мы смотрим объявления не только по Петербургу, но по всей России, чтобы проверить, адекватна ли стоимость? Денег в кармане должно быть достаточно на покупку мотоцикла, на ТО и на экипировку. Стоимость техобслуживания обычно складывается из замены масла, колодок, обслуживания или замены цепи/звезд. В среднем на ТО уходит от 8 000 до 15 000 руб. На первый мотоцикл лучше еще поставить защитные дуги. Если «колодочки еще походят», по состоянию, то масло в двигателе лучше сменить сразу. Для спокойствия.
Трек.Спб: Какие марки и модели наиболее ходовые у нас в Петербурге?
Сергей Ландик: Конечно же, это Хонда. Вот говорят, что Кавасаки, например, это проблема, вторая передача… Но после 2000 года их качество выровнялось, так что тоже вполне можно рассматривать. Хонда — равно надежность. Это большой ресурс двигателя, надежные коробки, сцепление не подводит. Если выбираешь между, например, Драгстаром и Хондой Шадоу (при прочих равных), конечно, Shadow. Рынок бэу-мотоциклов очень разношерстный. Часто хозяин мотоцикла или скрывает какие-то недостатки, или сам не знает, что у него в мотоцикле есть те или иные неполадки.
Трек.Спб: Какой мотоцикл ты бы одобрил?
Сергей Ландик: Для начинающего это Honda CB400 годов выпуска от 92 до 99. Да, они старые, но, открывая авито, ты найдешь все запчасти на эту модель. И по ремонтопригодности тоже этот мотоцикл простой, и все мотосервисы их знают.
Трек.Спб: А что-нибудь побольше? 600-ки?
Сергей Ландик:Тогда Хорнет (Honda CB600) либо Yamaha FZ6. Смотришь объявления, например, за 230 000 руб. можно купить карбюраторного Хорнета, а можно Фазера, и он уже будет инжекторный. Ямаха чуть-чуть бюджетнее, но более навороченная. Но дело вкуса. Сел на мотоцикл, примерился — и появились предпочтения: вот этот мой по посадке, по удобству.
Покупка любого бэушного мотоцикла подразумевает вложения. Есть мотоцикл, который потребует только ТО (технического обслуживания) , а есть мотоциклы, которые кроме ТО требуют еще и ремонта. Человек неискушенный видит просто мотоцикл, но не видит будущие расходы. То есть, надо накопить свою собственную базу мотоциклов. Ты посмотрел один, второй, третий мотоцикл: «О, вот тут вмятина есть, а вот у этого нет…».
Трек.Спб: На что еще обратить внимание при осмотре мотоцикла для покупки?
Первым делом смотрим на документы, сверяем номера двигателя и рамы. И проверяем вин-номер по базе на угон, ограничение судебных приставов, и т.п. Это можно сделать даже с телефона прямо на месте осмотра мотоцикла. Например, сейчас можно двигатель поменять без оформления, но бывают с этим сложности — ГИБДД не принимают такие изменения и отказывают в регистрации. Лучше выбрать тот мотоцикл, с которым не возникнет проблем с оформлением. Сейчас мы покупаем мотоцикл по договору купли-продажи. Самый лучший вариант — совершать всю сделку в МРЭО, чтобы продавец посидел с покупателем до конца проверки мотоцикла. Если все хорошо — передавать деньги.
После проверки документов, смотрим техническую сторону. Смотри, как этот мотоцикл отличается от оригинала. Все мы знаем, что тюнинг — это вынужденный шаг, когда мотоцикл попал в аварию или как-то пострадал в процессе эксплуатации. Даже вот эти короткие тюнингованные ручки не от хорошей жизни появились. Окраска мотоцикла: по какой причине красили? Насколько качественно? Что скрывается под краской?
Даже если ты не разбираешься в технике, ничего не понимаешь в мотоциклах — задавай вопросы: «А это родная краска?», «А ручка родная?», «А эта крышка снималась?», «А прокладка под этой крышкой разве такая должна быть?», «А резина какого года?». И такими вопросами ты можешь набрать базу знаний по мотоциклам в продаже и выбрать себе наиболее достойный экземпляр.
Трек.Спб: Можно же еще оценить, насколько продавец склонен к обману?
Сергей Ландик: Да, например, спрашиваешь человека одну деталь, а он не отвечает на вопрос, переключается на другое или «засоряет эфир» — сразу понимаешь: что-то неладное. Но в большинстве случаев встречаются грамотные продавцы мотоциклов, которые уже поездили год-два и сами могут рассказать про свой мотоцикл. Если человек с удовольствием рассказывает, как вот тут у него сломалось, да как он это делал — уже понятно отношение к мотоциклу. Если мы выбираем бюджетный мотоцикл — 120-150 тыс -владельцы таких мотоциклов обычно экономят на ремонте. Что-то делают сами. Хозяин мотоцикла и его мотоцикл — похожи. Смотри на человека, и многое в истории байка тебе станет понятно.
Нам важно купить мотоцикл как можно выгоднее и не получить так называемый «отложенный платеж». Это когда приобрел мот, и все вкладываешь… вкладываешь… и по сумме вложений давно можно было взять более новый мотоцикл в лучшем состоянии. Покупая мотоцикл за 110-120 тыс, мы понимаем, что он уже будет требовать каких-либо вложений.
Трек.Спб: Где должны заканчиваться иллюзии, что можно купить отличный мотоцикл задешево?
Все в сравнении. Например, осматривали Honda CB400 1997 года за 150 000 руб. У мотоцикла были уже заменены перья вилки, тормозные диски, суппорта, траверсы, выхлоп, коллектор, подшипнички, покрашен бак… И мы надеемся, что под краской только шпаклевка, а не сварка. Сварка — это плохо, надо специально обработать бак, чтоб он не ржавел, а никто этого не делает. При всем этом вложений этот мотоцикл требовал еще примерно на 50 тыс. Вот это пример неудачной покупки.
Есть ремонт, а есть ТО. Я даже иногда не обращаю внимания на колодки, потому что это мелочи. Это расходный материал. Но цепь, звезды, резину, конечно, учитываю. Это существенные вложения. Смотрели мотоцикл 92 года за 95 000 руб. Он стоил 90 тысяч, мы доплатили еще пять. Мы приехали и перекупили этот мотоцикл, потому что там все было в оригинале. Ручки, руль, рукоятки, краска родная, на всех крышках оригинальные прокладочки, болтики не сорваны, нигде ничего не снималось, резина даже родная! Смотришь на цепь/звезды: пусть они изношены, но они родные!
Трек.Спб: Но многие детали в таком мотоцикле все равно требуют замены. Если его колесо с 95 года катается — оно уже дубовое давно.
Да, но в этом случае расходы на мотоцикл можно точно оценить. А с тем мотоциклом за 150 тысяч неизвестен объем будущих вложений. Купил мотоцикл в плохом состоянии и начал играть в эту злую рулетку — кто больше тебе поставит в сервисе денег на него. Поэтому пусть у тебя будет стоковый выхлоп, пусть с царапинами, небольшими повреждениями, но стоковый, а не переделанный какой-то. Потому что причина переделки чаще всего — это авария.
Встречаются дешевые мотоциклы в хорошем состоянии, и встречаются дорогие мотоциклы в плохом. Если ты новичок, лучше взять такой мотоцикл, который тебе даст нужный начальный опыт. Опыт — это то, что не купишь ни у кого, не возьмешь взаймы у друзей. Только на своей шкуре. И для получения этого опыта тебе нужен исправный мотоцикл. Когда ты не уверен в своем мотоцикле, как он едет, как тормозит — ты не уверен в себе. Чувство уверенности на дороге очень важно.
Покупая мотоцикл дешевле, мы подсчитываем будущие затраты и думаем: а надо ли нам это? Хочется же просто сесть и поехать.
Трек.Спб: Что может увидеть и понять неспециалист, когда приехал по объявлению смотреть мотоцикл?
Все познается в сравнении. Не надо кидаться на первый попавшийся вариант. Хорошо бы увидеть хотя бы 5 мотоциклов, сложить свое мнение, послушать мнения других людей. Если у тебя есть сомнения по звуку двигателя, например — лучше отбросить это вариант. Просто не связываться. Иногда люди хотят сэкономить время: «Вторая передача плохо включается — черт с ней, возьму, потом с этим разберусь. Главное, вот он, красивенький, в пластике. Беру.» Может, другой мотоцикл будет без пластика, зато полностью исправен. Не надо покупать эти мотоциклы с отложенным платежом. В итоге все равно будет переплата.
Выбрал какую-то модель мотоцикла — выясни его болячки. На мотофорумах будут говорить об этом. Старый Ямаха XJR будет жрать масло, ресурс двигателя у Ямах чуть поменьше, чем у Хонд. В целом, чем старше мотоцикл, тем он конструктивно надежнее. Но Тыгыдым, например (Yamaha TDM), и даже Сибишка в первом-втором поколении имели болячки, которые в третьем уже исправлены. При осмотре мотоцикла лучше уже знать об этом.
У меня для оценки мотоциклов есть с собой даже компрессометр (прибор для измерения компрессии в двигателе), но я им обычно не пользуюсь. Есть более простой способ проверить. Завел мотоцикл, взял тряпочку и заткнул ей выхлопную трубу. Если он начинает глохнуть, значит, компрессия маленькая. При хорошей компресии давление воздуха из глушителя будет выталкивать тряпку, и мотор будет работать.
Я с собой ношу мультиметр, замеряю напряжение. Если есть доступ к клеммам -я проверю, горелые они или нет. То есть, было ли КЗ (кроткое замыкание). Самые простые и нужные приборы — тряпка, ровный металлический брусочек. Можно измерить кривизну и параллельность перьев вилки.
Обычный человек может увидеть, снимались ли крышки двигателя, стоят ли оригинальные прокладочки. Стук в моторе, шум корзины сцепления и его причины, конечно, неспециалист не определит. Но в сравнении со звуком работающего двигателя пяти таких же мотоциклов той же марки услышать отличия сможет. Прислушайся — поймешь.
Если в машине мы покупаем в первую очередь кузов (чтоб не мятый, не гнилой был), в мотоцикле это уже два важных узла: двигатель и рама. Если мотор открыт к доступу — смотрим потеки масла, состояние сальничков, состояние болтов — вскрывалось или не вскрывалось. После этого смотрим раму, сварные швы. При небольшом искривлении рамы заламывается краска, и в этом месте она ржавеет.
У спортбайков, например, у Джиксеров (Suzuki GSX-R), надо внимательно смотреть сварные швы на раме. Эти мотоциклы часто восстанавливают после ДТП, и у переваренных, собранных из нескольких частей мотоциклов, швы будут отличаться от оригинальных, заводских. Даже если работа сделана качественно, я все равно предлагаю отказаться от такой покупки.
Трек.Спб: Какие поломки некритичны для мотоцикла, а с какими брать мотоцикл не надо.
Самый распространенный посторонний звук в двигателе — это шум корзины сцепления. На заведенном моторе выжимаем сцепление — шум уходит. Кладем руку на правую крышку двигателя, отпускаем сцепление и чувствуем/слышим шорох или вибрацию. Это демпфирующие пружинки со стороны двигателя. И эти пружинки со временем просто разбалтываются. Это не критично и ни на что не влияет, но повод сбросить цену :).
Еще частая мелкая поломка — неисправность натяжителя цепи ГРМ, это болячка Хорнетов и F4i (Honda CBR600F4i), проявляется лязганьем этой цепи. У старых мотоциклов натяжитель цепи меняется на новый, с уже исправленными недостатками конструкции. Но если вовремя не поменять — цепь ГРМ тоже растянется, и менять придется уже не только натяжитель, но и саму цепь.
Но если хозяин мотоцикла говорит, что натяжитель цепи менялся, пружинки в сцеплении, но все равно что-то брякает, троит, неровно работает, то с мотором что-то не так.
Я бы не рассматривал крашеный мотоцикл. Просто потому, что не знаю, что под краской. Искривление по раме, даже небольшое, или сварные швы — критично. А кривизна перьев, траверсов — мелочи.
Трек.Спб: Расскажи технику безопасности в покупке мотоцикла.
Это здравый смысл. Вот товар — вот деньги. Если мотоцикл в объявлении стоит очень дешево — воспринимай это настороженно и никогда не высылай предоплату дистанционно. Но чудеса бывают. Однажды мы купили мотоцикл отвратительно дешево :). Позвонили по объявлению -говорит: «я внук, продаю мотоцикл деда». Деду 87 лет, живет где-то в глухой деревне, 500 километров от города. Я легок на подъем, приезжаем в эту деревню — и все правда! Купили отличный Хорнет.
08.09.2016
К сожалению, человеку невозможно донести словами, что мотоцикл – это опасный вид транспорта. Если он не будет осторожен, с ним произойдет то же, что происходит с миллионами других людей. Осознавание часто приходит после первого падения на учебной площадке мотошколы. Иногда я отправляю ученика на мотокросс с просьбой к инструктору: урони человека пару раз… И представление человека о себе на мотоцикле меняется очень сильно.
Когда я попал в аварию, осознание этого пришло ко мне только на следующий день, когда я уже лежал в больнице. Осознание своей дурости и беспечного отношения к жизни и здоровью. Боль и невозможность двигаться, как раньше, отрезвляет лучше любых слов.
30.08.2016
Дословная цитата из диалога с 17-летним юношей у меня в личке: «Я уже выбрал Файерблейд, и даже не отговаривайте меня!». Речь шла о Honda CBR1000RR Fireblade. Это спортивный, гоночный мотоцикл с литровым мотором мощностью 181 л.с., очень сложный в управлении, тем более, в условиях нашего дорожного движения. Тем более, для человека без опыта и навыков управления мотоциклом.
Подросток относится к дорожному движению, как к оценкам в школе или прохождению компьютерной игры. Но двойки ставят врачи, и сохраниться перед заездом не получится. Одно радует, что обычно юноши не имеют финансовой возможности покупать такие мотоциклы. И закон теперь ограничивает появление подростков на двух колесах.
26.08.2016 | Мотоновичок